Посмотрим сначала, как происходит торговля. Если я покупаю кленовый сахар из Вермонта или чугун из Питтсбурга, то я, естественно, собираюсь расплатиться за них долларами. Фермеры и производители стали, у которых я покупаю их товары, тоже рассчитывают, что им будут платить в долларах, потому что свои издержки производства и личные расходы они покрывают долларами. Коммерческие сделки, осуществляемые внутри одной и той же страны, не встречают затруднений.
Но если я захочу купить английский гоночный автомобиль, то дело усложняется. Я должен в таком случае платить не в долларах, а в английских деньгах, в так называемых «фунтах стерлингов». Точно так же, если англичанин собирается приобрести наш товар, он должен каким-либо способом переслать американскому производителю доллары.
Большинство американцев ни разу в жизни не видело английской банкноты в 1 ф. ст. Они, несомненно, согласились бы принять в уплату фунты стерлингов только в том случае, если бы были уверены, что смогут обратить их в американские доллары, которые они в состоянии либо израсходовать, либо сберечь.
Поэтому очевидно, что с экспортом и импортом товаров между странами, имеющими различные денежные единицы, появляется новый экономический фактор — валютный курс, который показывает цену иностранной денежной единицы, выраженную в единицах наших денег.
Так, цена английского фунта в 1961 г. равнялась примерно 2,80 долл. Разумеется, деньги всех стран имеют определенный курс, выраженный в американских деньгах: курс нового французского франка равен 20,4 цента1, курс итальянской лиры — менее i/б цента и т. д.
Если валютные курсы известны, то для меня уже не составляет труда купить английский автомобиль. Предположим, что его цена равна 1 тыс. ф. ст. Мне остается только узнать с помощью конвертера валют цб рф о курсе английского фунта стерлингов. Если этот курс равен 2,80 долл. за 1 ф. ст., то я просто отправляюсь в банк или почтовое отделение, имея с собой 2800 долл., и прошу уплатить эту сумму английскому экспортеру автомобилей. В какой валюте? Разумеется, в фунтах стерлингов, — это единственные деньги, которые ему нужны.
При этом не имеет особого значения, обращусь ли я к услугам почтового отделения, или банка, или маклера. Фактически то же самое произойдет и в случае, если английский экспортер пришлет мне счет с просьбой оплатить его в долларах или же если он установит отношения со мной через американский гараж.
В любом случае ему в конечном счете нужны фунты, а не доллары, и он вскоре обменяет эти 2800 долл. на 1 тыс. ф. ст. (Нечего и говорить, что мы не принимаем здесь в расчет комиссионные и плату, взимаемую за денежные переводы.)
Расскажите, что должен будет сделать английский импортер американского зерна, если он захочет купить у американского экспортера партию товара на сумму, скажем, 5600 долл. В этом случае фунты стерлингов должны быть обращены в доллары. Почему, если курс фунта стерлингов равен 2,80 долл., это обойдется ему в 2 тыс. ф. ст.