Кто из нас не читал или хотя бы не слышал об этой замечательной книге — «Маленький принц». Эта мудрая и тонкая повесть, это сказка о Маленьком Принце, который путешествует по разным планетам в поисках ответов на многие свои вопросы. Это книга о любви и дружбе, о верности и потерях, об одиночестве и счастье.
Написал ее удивительный человек
с романтическим именем Антуан де Сент-Экзюпери. Он вошёл в историю не только как талантливый писатель, но и как бесстрашный лётчик, погибший за свою родную Францию 31 июля 1944 года. 29 июня весь мир отмечает день его рождения, сегодня вышло много интересных статей о его жизни. Сначала я хотела написать о его любви к своей жене Консуэло Гомес Карилло, но вот, увы, опаздала. Такая статья уже написана и опубликована сегодня на страницах фейсбука, причём очень интересно и в деталях повествует нам о сложных отношениях между супругами — любящим и верным Антуаном и его сумасбродной и эксцентричной женой. Поэтому мне ничего не остаётся, как написать о загадочной гибели любимого писателя и светлого, смелого человека.
Экзюпери стал летчиком ещё в далеком 1921 году, пережил авиакатастрофу, чудом остался жив.
Но 4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери явился по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран. Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Сент-Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть. В одном из писем в ноябре 1939 года он писал: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, — под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это».
6 апреля 1943 года он прибыл в Алжир, где базировалась 78 американская армия. Он совершил несколько разведывательных полетов, но один из вылетов оказался неудачным, при посадке Антуан немного не рассчитал и проскочил посадочную полосу, остановившись в винограднике. Самолёт получил незначительные поврежления, а лётчик был временно отстранён от полетов. Однако, вскоре руководство позволяет 43-летнему Антуану вернуться в эскадрилью, правда, разрешено совершить только 10’вылетов. Сначала судьба хранит Экзюпери, но посылает предостережения. Один раз отказывает мотор, в другой раз на большой высоте из-за неполадок с оборудованием он теряет сознание и приходит в себя на катастрофически низкой высоте, однако ему удаётся вывести самолёт из пике. Но смерти отважный лётчик не боится, он как бы ищет ее. Перед последним полетом, словно предчувствуя свою
Гибель, Антуан пишет в письме к другу: «Если меня собьют, то я ни о чем не буду сожалеть». Многие приписывали эти его слова сложным отношениям с любимой женой.
Утром 31 июля 1944 года самолёт Экзюпери взмыл в небо. В 12 часов 50 минут летчики и механики собрались на лётном поле в ожидании его возвращения. Но время идёт, а самолёт не возвращается. Все понимают, что-то случилось. Друзья не хотят верить в его гибель, надеясь, что он совершил вынужденную посадку или, в худшем случае, попал в плен. Однако самолёт Экзюпери бесследно исчез в синем июльском небе.
В апреле 1948 года Сент-Экзюпери был официально признан погибшим.
Говорят, что гениальные писатели и поэты обладают даром предвидения и способны заглянуть в будущее. Как-то у Экзюпери спросили, какую смерть бы он предпочёл? Один из вариантов был — смерть в воде.
26 сентября 1998 года марсельский рыбак Жан-Клод Бьянко обнаружил в сетях необычный блестящий предмет. Он очистил его ножом от наслоений и увидел толстый серебряный браслет , почерневший от времени и морской воды, в котором не хватало несколько звеньев. На его пластине сначала проступило имя Антуан, а потом фамилия Сент-Экзюпери. Затем значилось имя жены писателя Консуэло, а также фамилия и адрес американского издателя, выпустившего книгу «Маленький принц». Эта находка стала сенсацией. За 54 года, прошедшие с момента гибели лётчика, было найдено первое вещественное доказательство того, что его самолёт упал в Средиземное море. По поводу причин и места гибели писателя существовало много гипотез: механическая неисправность самолета, воздушный бой, катастрофа в Альпах. Но ни одна из этих версий не получила подтверждения. Несколько раз в сети в Средиземном море попадали обломки, но других самолётов. О загадочной смерти Сент-Экзюпери слагались легенды.
Вместе с браслетом в сетях
оказались два алюминиевых обломка. Они, вероятнее всего, принадлежали самолету, на котором вылетел Антуан. Найден был также кусок ткани, который, возможно, был частью Комбинезона лётчика.
Обратились к внучатому племяннику писателя, который вспомнил, что Экзюпери действительно носил такой браслет.
Начались поиски. В мае 2000 года французский аквалангист обнаружил в море недалеко от Марселя обломки самолёта типа «Лайтнинг П-38», точно такой же, на каком вылетел в тот злополучный день 1944 года Экзюпери. Но известно, что в ходе военных действий у побережья Франции в море упало 12 таких самолётов. Вскоре на поверхность извлекли обломок с заводской маркировкой, где были видны четыре цифры — 2734. Это был заводской номер, нанесённый на крыло самолёта Экзюпери. По заключению экспертов, машина писателя упала в море на большой скорости почти вертикально, а последующий за этим взрыв сильно деформировал обломки и разметал их по дну.
Исследователи не теряли надежду разгадать причину гибели писателя. И вот в марте 2008 года все ведущие мировые агентства сообщили, что бывший пилот люфтваффе Хорст Рипперт признался, что это он сбил самолёт Экзюпери.
По сообщению Рипперта, около 8 утра 31 июля 1944 года он вылетел на задание и вскоре увидел в 200м под собой французский истребитель. Пилот, похоже, не заметил противника и не предпринял никаких манёвров, чтобы уйти от него. Хорст с первого захода сбил французский самолёт. Это был последний (28!) самолёт, сбитый им в той войне.
Когда немец узнал, чей самолёт он сбил, то хотел сохранить все в секрете. Но потом, когда начались расследования, он понял, что правда выплывет наружу. К 88 годам он хотел подвести итог своей жизни, пусть и такой мучительный. Он решил облегчить душу и во всем покаяться. «Я не видел пилота. А если бы и увидел, то не смог бы узнать Экзюпери. В годы моей молодости все читали и обожали его книги. Если бы я знал, что это он, я не стал бы стрелять…». Именно благодаря книгам Экзюпери Хорст полюбил небо и стал пилотом. Кошмарный парадокс войны — благодарный читатель сбивает любимого писателя.

Между тем пилоты Люфтваффе, служившие с Хорстом Риппертом, выражают сомнение в правдивости его слов, что он скрыл факт уничтожения довольно крупного самолёта от собственного командования. Исследователи отмечают, что в архивах Люфтваффе не значится такой победы, американские радары не фиксировали полёты неизвестных самолётов, а сам самолёт не имеет никаких следов обстрела. Поэтому многие исследователи считают, что основной версией является падение самолёта Сент-Экзюпери от неисправности, а Хорст Рипперт говорит неправду. Однако, миллионам читателей «Маленького принца» не стало легче от этого признания. И неважно, при каких обстоятельствах погиб любимый писатель, главное, что он отдал свою жизнь на благо родной Франции, и мир потерял удивительного автора «Маленького принца».

Сейчас обломки самолёта находятся в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.