Литература ГДР неоднократно меняла направления и всегда была интересна литературоведам. Но на быт и менталитет писателей внимание не обращали.

Марш лидеров СЕПГ в 1949 году. Источник: Pinterest

Роль писателя в жизни новой демократической Германии ценилась очень высоко. «Инженер человеческих душ» — как и в Советском Союзе, автор являлся важным составляющим элементом в идеологии социалистического государства.

После катастрофы 1945 года и создания ГДР в 1949 году на востоке Германии сложилась своя литературная среда, которая имела явный антифашистский характер и концентрировалась на вопросах построения светлого будущего для немцев. Период «грехопадения» 1933−1945 гг. стоило вычеркнуть из истории развития немецкой литературы: новая социалистическая парадигма виделась спасением и помогла оставить позади старые идеи и причастность к ним. К тому же из эмиграции вернулись видные авторы, известные своими левыми взглядами. Людвиг Ренн, Арнольд Цвейг, Анна Зегерс, Иоганнес Бехер, Эрих Вайнерт и Бертольд Брехт стали локомотивами новых идей.

В 1950-е гг., несмотря на события внутри страны и за рубежом, главным и определяющим жанром литературы стал соцреализм. В 1959 году Социалистическая единая партия Германии занялась определением пути развития литературы. Провозглашённый «Биттерфельдский путь» закреплял за произведениями авторов основную цель — удовлетворение художественно-эстетических потребностей трудящихся. Главный герой — ответственный рабочий, который добросовестно выполняет свою работу и показывает высокие результаты производительности.

События 1961 года вновь заставили обратить на себя внимание видных литераторов ГДР. Берлинская стена стала, своего рода, символом схватки сомнений и верного выбора. По-прежнему авторов интересовали будни «пролетариата», когда представитель рабочего класса со скромными запросами задумывался о будущем и правильности своего пути. Безусловно, подобные рассуждения быстро заканчивались идеологически верными выводами. Самый яркий пример — «Расколотое небо» Кристы Вольф. Роман 1963 года повествует о истории любви, в которой есть место не только преграде в виде стены, но и идеологическим барьерам, а также полярности взглядов.

С приходом к власти Эриха Хонеккера в начале 1970-х в литературном сообществе ГДР почувствовали послабление идеологического пресса. Писатели Фолькер Браун и Ульрих Пленцдорф смогли позволить себе даже критику в адрес некоторых членов социалистической партии. Но уже в 1976 году СЕПГ взяла литераторов в ежовые рукавицы: барда Вольфа Бирманна лишили гражданства за его открытую критику линии Хонеккера и партии в целом. Около ста писателей и поэтов в знак солидарности с Бирманном покинули пределы ГДР.

Многие из тех, кто не смог или не хотел оставить родные края, вынуждены были писать на отвлечённые темы или отправиться в глухие и тихие места. Яркие события последнего десятилетия существования ГДР прошли без громогласных и резких критических опусов в адрес партии и генсека. В западноевропейской науке принято считать, что в целом литературное сообщество Восточной Германии не вступало в открытое противостояние с режимом. Хотя современный немецкий писатель Инго Шульце всё же считает, что «писатель в ГДР был своего рода диссидентом» (говорил он прежде всего о честных писателях).

А вот биография талантливого Эрвина Штриттматтера, лауреата множества государственных премий, главы Союза писателей, члена СЕПГ, многих вводит в ступор: писатель служил в полицейском батальоне СС, участвовал в карательных операциях против партизан на Балканах, а затем был осведомителем в «штази».

Тем не менее многие труды авторов направления «литературы ГДР» до сих пор являются выдающимися произведениями немецкой национальной культуры.

Писатели ГДР: Вернер Линдеманн

Биографический портрет известного детского писателя Вернера Линдеманна интересен не только связью с историей его прославленного сына. Автор детской литературы — лицо наименее ангажированное; его труды в меньшей степени были подвержены жесткой цензуре.

Выступление Эрвина Штриттматтера на Биттерфельдской конференции 1959 года. Источник: Pinterest

Вернер Линдеманн родился 7 октября 1926 года в коммуне Гутстдорф-Альтесниц рядом с городом Вольфен в земле Саксония-Анхальт. Происходил из семьи крестьян. В 15 лет он уже работал на ферме у крупного землевладельца. Ещё тогда Вернер думал о работе школьным учителем. В 1943 году он поступил на службу в верхмат и попал на Восточный фронт. После войны Линдеманн воспринял с надеждой идею построить социализм в Германии. Уже в 1946 году писатель начал работу над своей первой книгой. Изучал естественные науки в Галле и после окончания обучения отправился преподавать в профессиональное училище, где занимался подготовкой будущих фермеров. В 1955 году Вернер Линдеманн поступил в Литературный институт имени Иоганнеса Роберта Бехера в Лейпциге. Трудился редактором в студенческом журнале «Forum».

В 1959 году Линдеманн уже являлся писателем с гонорарами: его первые стихотворения были опубликованы в сборнике «Станции». В это же время Вернер возглавил дом культуры в Волькау. Также он выступал на Биттерфельдской конференции в том же 1959 году. Именно там произошло знакомство с будущей супругой Гиттой (тогда ещё студенткой).

Пара обручилась, и 4 января 1963 года родился первенец — Тилль Линдеманн, будущий фронтмен, пожалуй, самой популярной немецкой метал-группы Rammstein. Через 6 лет у пары родилась дочь Саския. Долгое время до женитьбы Вернер работал в Дриспете, но с появлением семьи переехал в Росток. С 1975 года Линдеманн начинает жить отдельно от своего семейства в Цикхузене в Мекленбурге. Там писатель работает в собственном деревенском доме над новыми произведениями.

Сборники стихов занимали большую часть творчества Вернера Линдеманна, однако уже с начала 1980-х гг. он берётся за прозу. Повседневные сюжеты, которые переплетаются с воспоминаниями автора, и описания природы — всё это находит читатель в творчестве Линдеманна. К концу 1970-х гг. писателя приглашают на многочисленные встречи с читателями, его труды находят отклики у немалого количества школьников и их родителей. Детям очень полюбилась книга «Что делает зимой лягушка?» 1982 года, а также произведения «Из дома деревни Дриспет» и «Ржаная тётка».

С большим трудом вышел в свет труд «Майк Олдфилд в кресле-качалке. Записки отца», в котором Линдеманн описал 9 месяцев жизни в деревенском доме вместе со своим 19-летним сыном. Книга поражала читателя смелыми заявлениями и воспоминаниями автора, да и сама центральная проблема «отцов и детей» была в достаточной мере раскрыта.

В 1985 году Вернер Линдеманн получил государственную награду от Академии Искусств — премию Алекса Веддинга, за заслуги в области детской литературы.

Объединение Германии в 1990 году довольно серьёзно отразилось на жизни многих писателей бывшей ГДР. Линдеманн не был исключением: его книги продавались хуже, встреч с читателями было совсем немного, а дом, в котором он прожил 30 лет, фактически отобрали. Потерю былых привилегий авторы переживали тяжело.

Вернер Линдеманн страдал от рака желудка и 9 февраля 1993 года его не стало. А уже 7 октября 1994 года в его честь переименовали начальную школу в Ростоке.

«Майк Олдфилд в кресле качалке» и жизнь в ГДР

Дневниковые записи уже довольно зрелого человека (Вернеру на тот момент было около 60 лет) повествуют не только о проблемах во взаимоотношениях с сыном, но и о повседневности труда писателя, который уехал в деревню, а также о мыслях, занимавших старшее поколение жителей ГДР.

«Майк Олдфилд в кресле качалке». Переиздание 2020 года. Источник: Pinterest

Описанные в книге события происходят с 1981 по 1982 год в Цикхузене, в коммуне Мекленбурга. Там, собственно, и находился деревенский дом писателя, где Линдеманн-старший создавал свои произведения. Просторная усадьба с постройками для скота недалеко от лесной чащи. По соседству жили видные представители литературного сообщества: Вернер Линдеманн ходил в гости к Герхарду и Кристе Вольф, а часто и сам организовывал поэтические мероприятия у себя дома.

По словам Тилля, отец начинал свой день с похода в лес за дровами: это была его альтернатива утренней гимнастике. Подъем в половине шестого утра, чашечка кофе, работа за письменным столом до полудня. Далее — хозяйственные дела по дому, труд в саду, готовка пищи на ближайшие дни и чтение корреспонденции. Порой он направлял по 20−30 писем коллегам и благодарным поклонникам. Время от времени Вернер писал небольшие художественные полотна. Покупка продуктов обычно проходила в супермаркете в одном из новых районов Шверина.

Признанный автор никогда не был голоден: Вернер часто бывал в разъездах по небольшим городам страны, ему устраивали встречи с читателями в школах, он зарабатывал достаточно денег чтобы часто менять автомобили. Издательство в Берлине, с которым работал Вернер Линдеманн, часто приглашало своего автора на многочисленные праздники, по случаю которых устраивались пышные банкеты.

По выходным и праздничным дням семья воссоединялась. При этом Вернер с супругой уезжали либо в Берлин, либо в Шверин, где они могли праздно шататься по барам. В материальном отношении писатель не знал сильной нужды в средствах для существования. Это была очень достойная жизнь, знакомая только небольшой прослойке общества ГДР. Линдеманн не состоял в партии, но при этом находился на очень хорошем счету у государства.

Но устраивала ли его деятельность СЕПГ и её функционеров? В произведении уже отчётливо прослеживаются критические нотки и довольно смелые высказывания о власти в ГДР. Да и сам факт, что книга была фактически закончена к 1983 году, а издана лишь в 1988 году говорит о многом. Издательство Volk und Welt не осмелилось выпустить её сразу.

Автор в целом был позитивно настроен к социализму и к общественным устоям, которые сформировались после 1945 года. Вернер не дал своему сыну сидеть в селе без дела и грозился заявить на него в полицию за тунеядство. Споры о жизни поколений: Вернер часто напоминал Тиллю о том, что в его возрасте он лежал в окопах, пережил голод и у него не было нормальных условий для жизни. В вопросах о воинской повинности писатель был также на стороне закона.

Репрессивные меры партии Линдеманн не поддерживал, но специфика жизни в ГДР и влияние «штази» на персональную жизнь заставляли многих быть учтивее к политике генерального секретаря. Дискуссии и полемика оставались в рамках гостиной комнаты или кухни: диссидентства в этом было мало. Отдельные эпизоды показывают рассуждения о целесообразности действий представителей закона и об образе жизни рабочего класса.

Алексей Медведь

Источники
Pieck W. Um die Erneuerung der deutschen Kultur. Reden und Aufsatze. Bd. 2. Berlin, 1950.
Глазкова, Т. Ю. Немецкоязычная литература. М. 2010.
Млечина И. В. Жизнь романа. О творчестве писателей ГДР. М., 1984.
Линдеманн, Вернер Майк Олдфилд в кресле-качалке. Записки отца. Москва: Эксмо, 2020.