Пираты уходят, растёт самиздат, дети много читают

Каждый год крупнейшая издательская группа страны «Эксмо-АСТ» предоставляет свой официальный отчёт. Такие отчёты – самый точный и достоверный способ понять, что же на самом деле творится с книжным рынком. Мы выбрали несколько особенно интересных трендов. 

Одну из новостей хочется особенно подчеркнуть в связи с прошедшим праздником: в последние десятилетия женщины уверенно лидируют по количеству купленных и прочитанных книг. Доля женщин среди читателей бумажных книг составила 62%, а среди читателей электронных – 52%. Данные сервиса «Литрес» это подтверждают: там доля женщин составляет 60% всей аудитории, так что генеральный директор ГК «Литрес» Сергей Анурьев даже принял решение ориентировать федеральную рекламную кампанию именно на дам. 

Вообще, судя по всему, книжной индустрии удалось преодолеть намечавшийся кризис – во втором полугодии 2018-го появилась динамика роста, и эксперты рассчитывают, что в 2019 году рынок продолжит расти на уровне 7%. 

Пора вернуть моду на чтение! Вот о чём сейчас задумались книгоиздатели. Если среди детей 10-14 лет доля читателей составляет 74%, то к 25-29 годам она снижается до 30% (данные Росиндекса за 2017 год). Об этом свидетельствует и такая статистика: из 1 800 000 000 постов в Интернете книгам посвящены только 4 900 000, а кино – 700 000 000. Издателями запущен большой проект «Послы чтения», в котором принимают участие лидеры мений – блогеры, музыканты, актёры, художники. В планах – реализация программ, адресованных сегментированно детской, подростковой и родительской аудитории читателей.

Издатели активно борются с пиратами. Например, вытесняют их из поисковой выдачи, подают иски в суд и блокируют пиратские ресурсы. В 2019 году ресурсы, которые предлагают легальный контент, ещё больше укрепят свои позиции. 

Эксперты отмечают рост продаж аудиокниг, их доля в структуре розничных продаж того же «Литрес» составляет 25%. Выпуск аудиокниг в 2019-м удвоится. Вовсю набирает обороты самиздат – писатели всё чаще самостоятельно публикуют свои произведения, пользуясь специальными сервисами. К слову сказать, этот тренд пришёл к нам с Запада, где доля самиздата сильно выросла за последние несколько лет.

Кто самый популярный автор? Тут сюрпризов нет – Дарья Донцова годами не уступает свои позиции. Популярностью традиционно пользуются Гузель Яхина, Александра Маринина, Татьяна Устинова и Дина Рубина. Президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков отмечает, что у современных писателей ставка также сделана на читательниц как на самую активную аудиторию:

«Среди самых популярных жанров сегодня – психологический триллер и детектив, семейные саги. В жанре нон-фикшен всё более популярными становятся темы феминизма, позитивной психологии, саморазвития. Все эти темы и жанры востребованы в первую очередь у женщин». 

Издатели активно поддерживают начинающих национальных авторов. Григорий Служитель, Гузель Яхина, Игорь Савельев вдохновляют других молодых писателей думать о том, как использовать национальную и локальную идентичность на благо творчеству. 

Всё большее значение приобретают технологии – издателям приходится активно осваивать работу с большими данными (Big Data) на основе искусственного интеллекта (AI). Это помогает обрабатывать колоссальную массу информации, соотносить интересы читателей с ассортиментом рынка и предлагать читателям именно то, что они ищут. Соцсети, мессенджеры и интерактивные ресурсы помогают издателям общаться с конечным потребителем, так что эта область тоже будет развиваться гигантскими темпами.