Что же можно почитать ребенку, чтобы у нее сложилось положительное впечатление о детский сад?

В первую очередь, рассказы и стихи. К сожалению, современная детская литература не очень балует нас такими произведениями. Наиболее последовательное изображение детского сада можно найти в литературе советского периода. Это цикл рассказов С. Баруздіна «Светлана», Н. Калининой «Малыши». Слушая такие произведения, ребенок знакомится с особенностями домашнего детского сада юзао, его режимом, людьми, которые в нем работают, и др. Становится понятным, что в детском саду дети едят, спят, лепят, рисуют, общаются, гуляют, танцуют и тому подобное. Вот, например, некоторые названия рассказов С.Баруздіна: «Новые книги», «Когда не бывает скучно», «За обедом», «Прогулка», «Спать пора», «Кто скорее подрастет», «Первые буквы».

Об этом и рассказы О. Иваненко «Что Ромка ел?»:

«Ромка только несколько дней назад начал ходить в детский сад, и все ему там новое и странное и не так, как дома.

Дома он сам себе бегает, а мама у печи возится, стирает белье, шьет, отец на работе, и никто не обращает на него внимания; захочет есть — подбежит, мама даст что-нибудь, он с куском вновь на двор, на улицу, и только уже вечером и мама, и отец свободны. Мама аж пугается, что такой чумазый и грязный он за день сделается.

А в саду все иначе. И едят, и гуляют, и занимаются в свое время. И перед завтраком, перед обедом всем воспитательница приказывает руки мыть.

Никак не может привыкнуть к этому Ромка.

— Зачем оно это нужно,— думает он,— да и надоедает оно,— все мой и мой.

Уже несколько раз замечала воспитательница, что Ромка с грязными руками за стол садился.

— Ромка, что это ты ешь,— спрашивает раз— да еще такое вкусное, что и пальцы облизываешь?

— Хлеб с маслом,— солидно ответил Ромка.

— А еще что?

— Как что? Больше ничего.

— А в руках у тебя что есть?

— Ничего нет. Сама булка.

Подняла она тогда Ромкову руку вверх, а она аж черная, потому что играл он перед завтраком с детьми — копали землю, строили железную дорогу.

— Вон видишь, сколько грязи, а ты его ешь. А знаешь, это же все махонькие-махонькие животные под твоими ногтями и на пальцах. Вот пойдем, я тебе их в такое стекло увеличительное покажу, а то их простым глазом не видно — слишком малы. От этих животных у тебя всякие болезни будут. Взяла за руку, повела в другую комнату, а там на столе такая штука стоит — микроскоп называется. Воспитательница срезала кончик грязного ногтя в Ромка, положила на маленькое стекло и показала в микроскоп.

— Ой-ой-ой — они все двигаются, живут, это у меня под ногтями было…

— Вот то и есть, и вместе с хлебом к тебе в рот и в желудок попадают, потому что ты руки не моешь.

Как заплачет Ромка:

— Я боюсь! — кричит.

Успокоила его воспитательница, а с того времени и в садике, и дома Ромка всегда перед едой руки моет».

Конечно, в рассказах, которые написаны в 1960-е годы, встречаются идеологические, географические и другие элементы, характерные для прошлой эпохи, однако, если произведение хорошее, то эти моменты принципиально не мешают восприятию. Родители могут либо опустить этот момент, не читать его, или спокойно прочитать и кратко объяснить.

Есть рассказы, действие которых происходит в детском саду, на лето уехал за город. Это было характерно для середины ХХ века и не очень понятно современному ребенку и молодым родителям. Но если рассказ интересный, то это тоже не помешает. Речь идет о произведениях М. Носова «Про репку», Сек. Баруздіна «Вежливый бычок» и др.

Также раньше детей водили на экскурсии на завод, строительство для того, чтобы формировать представление о людях труда. О это рассказ О. Донченко «Голубой винтик», Сек. Баруздіна «Мамина работа» и «Прогулка», Н. Калинина «Что ребята видели на улице», «Как Ольчин папа научил малышей строить дом». При чтении таких произведений для понимания достаточно нескольких пояснительных слов. Хотя и сегодня дети в садике делают елочные украшения, подарки для именинников и родных. Об этом произведения. Близнеца «Оленчине праздник», И. Неходи «Именинный пирожок», Сек. Баруздіна «Секрет».

Помочь составить представление о детский сад помогут и стихи П. Ребро «Оксанчин детсад», И. Блажкевич «В детском саду», Л. Компаниец Лидия Петровна», А. Григорук «Прощальная песенка».

В известной детской писательницы М.Познанской есть целый ряд произведений, посвященных детском саду.

Предлагаем небольшое стихотворное «попурри» на тему детского сада.

Чудо-дом,

Чудо-дом,

Сколько игрушек в нем!

Сколько в нем

Дошкольников —

И девочек,

И ребят!

Отсюда в школу с удовольствием

Уйдут старшие малыши.

Хороший дом у деток.

Дом этот зовется … (детсад).

Загадка В. Кириленко

Там уселись на полке

Медведи и лисы.

Там крейсер в уголке

Плывет по килимочку.

Т. Коломиец «Стоит новый дом»

Работает мамочка моя

В садике.

Все детки для нее —

Как дочки и сыночки.

Хорошая, ласковая

Мамочка моя.

Все ее любят

Так же, как я.

Г. Демченко «Моя мамочка»

С ясным взглядом глаз,

Кроткого нрава

Выходит утром к детям

В детский сад

Наша воспитательница,

Дорогая воспитательница!..

М. Познанская «Воспитательница»

…Стрела нас утром Лидия Петровна,

Стрела и спрашивает она:

— Здравствуйте, маленькие!

Ну, скажите, как спали?

Как сами без меня дома вы жили?

Не лінувались, не шалили?..

Л. Компаниец Лидия Петровна»

Формируя представление о детском саде, важно помочь ребенку осознать правила, соблюдение которых будет требоваться от нее. Как надо себя вести, когда в детский сад приходит новенький? Об этом рассказ А. Потаповой «Красивые слова» и «Кто больше любит маму», Е. Яниковської «Я хожу в детский сад». Об этом стихи Г. Гриненко «Гриц-новичок», Г. Пригари «Новичок».

В садик появился новичок.

Он пришел в группу — и молчок!

Глаза у него полны слез.

Он стоит, в угол уткнувши нос.

Мы хотели утешить его,

Мы ему сказали: — Ты чего?

Зачем так стоять в углу?

Лучше с нами сядь на коврике!

Мы построим дом, такой, как наш,

Для машин поставим гараж.

Не схотів і глянути Тарас:

Він стоїть і сердиться на нас.

Ми такі: сказали — і взялись!

Вже у нас і стіни підвелись.

П’ять шоферів їдуть і гудуть,

На машинах цеглу нам везуть.

Буде дім за декілька хвилин!

Потом еще построим один.

… Сколько можно злиться на всех?

Всхлипнул еще Тарасик и затих,

Кулачком скорей отер слезу.

— Можно, я вам кирпича привезу?

М. Пригара «Новичок»

Сначала ребенку приходится вставать рано, и не всегда это получается легко. В детской литературе эта ситуация описана в различных вариантах. Вот, например, как об этом рассказал

Борис Волк в рассказе «Ленивая Лена»

Пришла утром Аленка в детский сад.

— Чего это ты не причесанная? — спрашивает воспитательница.

— Бабушка не успела причесать,— говорит Лена.

— А башмачки чего грязные?

— Дедушка не почистил.

— А пуговицы чего у воротника нет?

— Это уже я виновата,— сказала Аленка. — Забыла напомнить маме, чтобы пришила.

В. Сухомлинский в рассказе «Ленивая подушка» описал один из способов, что помогает ребенку быстро утром проснуться.

В детском саду ребенок столкнется с различными ситуациями. Познакомить с ними помогут произведения для детей. Чаще всего в литературе описана ситуация детской жадности (В. Осєєва «Сторож», А. Потапова «Мое», А. Буцень «Жаднуля», Н. Калинина «Ольчина лопатка» и «Разве так играют?»).

МОЕ

Коля залез в песочницу, растопырил руки и заявил:

— Мое!

— Почему твое? — робко возразила маленькая Лариса, отряхивая от песка руки.

— Потому что мое! — грозно сказал Коля и растоптал домик, построенный из песка Ларисой. Девочка вылезла из песочницы и пошла к клумбам нюхать цветы.

Коля слепил кулич, насыпал холмик, прорыв канавку, все время поглядывая на Ларису. Она стояла возле клумб и рассматривала красивую красную пион. Кряхтя, выбрался Коля из песочницы и направился к клумбам. Он отодвинул Ларису плечом, наклонился к пиона и сказал:

— Мое!

Лариса ничего не успела ответить, как из пиона вылетел огромный коричневый шмель. Он ударил Колю прямо в лоб, сердито задзижчав и, растопырив мохнатые лапы, собрался впитися ему в щеку.

— Ай-я-ай! — закричал Коля, закрывая лицо руками, и кинулся к воспитательнице, которая сидела на лавочке.

— Испугался? — спросила Анна Ивановна, когда Коля вткнувся ей в колени.

— А чего он? — пожаловался Коля.

— Он продзижчав: «Мое-е!» — ответила Анна Ивановна. — Совсем как ты в песочнице.

Встал Коля, подошел к Ларисе, взял ее за руку:

— Пойдем, я тебе покажу, как крепость лепить. Потом оглянулся на воспитательницу и крикнул:

— Но я же не жужжал!

А. Потапова

В детском коллективе ребенок столкнется с разными детьми. Научить детей мирно сосуществовать — важная задача для взрослых. В В. Осеевой в рассказе «До первого дождя» рассматривается проблема дружбы — настоящей или показной; о умение находить выход из конфликтной ситуации — рассказ О. Буценя «Ложечка», «Зеленое солнце», «Как Леня дежурил»; о том, как дать обидчику отпор, — С. Баруздіна «Берегите свои косы!» и А. Потапова «Хорошие слова». А Л.Письменная в произведении «Богатырь Желтый Глаз» рассказала удивительную историю о том, как дети во дворе детского сада нашли худючого кота, уговорили взрослых оставить его, а он, в свою очередь, стал храбро бороться с крысами.

Когда у ребенка накопляться некоторые представления о детский сад, ей можно предложить рассказы Есть. Яниковської «Данін ключик» о венгерских дошкольников и сравнить, чем похожи и чем отличаются их детсад и венгерский.

Как не странно, но сказок про детский сад очень и очень немного. Это сказка «Про комарика Зюзю». Нестайко, о том, как опасно быть непослушным.Действие сказки происходит в комариному детском саду, где работает воспитательницей Комарія Комарівна, а главный герой — непоседа комарик-дошкольник Зюзя. В другой сказке В. Нестайко «Приключения близнецов-козлят» главные герои — дошкольники Витя и Вова, которые ходят в детский садик и очень недовольны, что и там, и дома нужно подчиняться правилам.И однажды их желание не подчиняться правилам было осуществлено: они превратились в цапенят и попали в ужасную страну Пуршамію, где их хотели съесть. Справедливости ради следует сказать, что детский сад тут упоминается только вскользь.

Е. Успенский в сказке «Вера и Анфиса идут в детский сад» рассказал удивительный факт о посещение садика девочкой и обезьяной, о том, что непосидлива зверушка там наделала. В веселой сказке современного детского писателя Г. Остера «Гирлянда из малышей» странные события происходят с воспитательницей и детьми детского сада. Наверное, нет смысла пересказывать содержание, потому что многие помнят замечательный веселый мультфильм о заклопотану маму-обезьянку и ее малышей-проказников, которые именно столкнулись и перепутались с дошкольниками на прогулке.

Кстати, если уже заговорили о мультфильмах, надо сказать, что они тоже могут помочь в формировании положительного отношения к детскому саду: «Дед Мороз и лето», «Как Петя Пяточкин слоников считал».

В заключение хотелось бы сказать, что отношение родителей к проблеме адаптации ребенка к детскому саду должно быть взвешенным. Самое главное, чтобы вы разговаривали с ребенком о том, что ее тревожит, волнует,— тогда обязательно все будет хорошо.