Писатели на службе у Голливуда

ReadRate рассказывает, что получилось у Рэя Брэдбери, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, Олдоса Хаксли, Джонатана Сафрана Фоера, Трумена Капоте и других знаменитых писателей, когда они попытались переквалифицироваться в сценаристы.

Когда литературное творчество не приносит желаемых доходов, многим кажется, что их проблемы решит Голливуд. В попытке поправить свою финансовую ситуацию авторы устремляются на «фабрику грёз» – ведь за сценарии всегда платят больше, чем за книги. Иногда у них действительно неплохо получается, но чаще всего – увы, нет. ReadRate рассказывает, как знаменитые писатели искали сценарного счастья и что из этого вышло.

Недавно обнародованный архив голливудских рукописей Фицджеральда потряс исследователей – настолько он оказался огромным, вопреки представлению о том, что писатель просто шатался вокруг пьяный, не заслуживая тех денег, которые ему платили. К написанию сценариев Фицджеральд подходил очень серьёзно, как к написанию нового романа, и часто придумывал и записывал длинные предыстории для каждого персонажа, прежде чем приступить к диалогам. Печально, но большая часть его работы была бесполезной. Режиссёр Билли Уайлдер, друг Фицджеральда и его почитатель, сравнил писателя с «великим скульптором, которого наняли на должность водопроводчика».
«Он не знал, как подключать трубы, чтобы по ним текла вода», – говорил Уайлдер.

Его наработки для сценария «Унесённых ветром» по роману Маргарет Митчелл были отвергнуты, хотя Фицджеральд угрохал на них немало времени. Дополнительная сложность состояла в том, что в диалогах ему было запрещено использовать слова, которых не было в романе-первоисточнике. Более-менее успешной стала лишь работа над адаптацией для экрана романа «Три товарища» Ремарка: имя Фицджеральда осталось в титрах, хотя сценарий был в значительной степени переписан продюсером фильма.

В конце концов редактор Фицджеральда Макс Перкинс смог уговорить издателя «выкупить» писателя из голливудского рабства.

Фотография: cdn-images-1.medium.com

Гениальный фантаст Рэй Брэдбери написал сценарий для экранизации «Моби Дика» Германа Мелвилла по заказу режиссёра Джона Хьюстона. «Я влюбился в фильмы Хьюстона ещё когда был совсем молод», – признавался позже Брэдбери. Поэтому писатель был на седьмом небе от счастья, когда знаменитый кинодеятель предложил ему работу. Однако само написание сценария стало для фантаста настоящим адом: Хьюстон ничуть не щадил его чувств, обзывал, нещадно критиковал манеры Брэдбери и его работу. Однажды дело даже дошло до драки и писатель предложил уволить себя. Однако режиссёру всё-таки нужен был законченный сценарий, и примирение состоялось. Когда фильм наконец вышел на экраны, его успех был столь огромен, что затмил собой неприятные переживания. Брэдбери с теплотой и благодарностью отзывался о Хьюстоне, говоря, что сотрудничество стало для него бесценным опытом. Даже несмотря на то, что в последний момент Джон Хьюстон вписал себя в титры как соавтора сценария.

Фотография: api.theweek.com

Трумену Капоте не очень-то везло на сценарной стезе. Сценарий по роману «Великий Гэтсби» Фицджеральда, который он написал по заказу режиссёра Джека Клейтона, был отклонён, так как получился «слишком безумным». Раздосадованный Капоте отправился на телешоу и обозвал там боссов студии «Парамаунт» вонючками. В итоге фильм был снят по сценарию Фрэнсиса Форда Копполы.

И всё-таки у Капоте-сценариста удалась одна киноработа. Вместе с Уильямом Арчибальдом они адаптировали для кино роман «Поворот винта» Генри Джеймса. Снятый по нему триллер «Невинные» вышел на экраны в 1961 году, а Капоте и Арчибальд выиграли Премию имени Эдгара По в 1962-м за лучший сценарий.

Фотография: persons-info.com

Ник Хорнби – один из немногих писателей, кому в Голливуде повезло. В дополнение к своим романам, которые были экранизированы, он также написал немало сценариев по книгам других авторов. Например, по роману Колма Тойбина «Бруклин» – одноимённый фильм вышел в 2015 году. Он же переписал для кино книги «Дикая» Шерил Стрэйд (фильм «Дикая», 2014), «Воспитание чувств» Линн Барбер (одноимённый фильм, 2008) и сериал «С любовью, Нина» Нины Сиббе (2016).

«Когда у тебя выходит книга, ты никогда до конца не уверен, хороша ли она. Ты читаешь одну рецензию, в которой тебя называют гением, и веришь ей. А потом другую, где говорится прямо противоположное, – и веришь ей ещё больше, чем первой, – говорит Ник Хорнби. – Со сценарием всё иначе. Когда напишешь сценарий, который привлёк внимание продюсера, а затем актёров и режиссёра, понимаешь, что сделал стоящую вещь. И самое главное – если фильм оказался успешным в прокате, появляется уверенность, что ты себе что-то доказал».

Фотография: englishbookgeorgia.com

Уильям Фолкнер вместе с Ли Брэкеттом, культовым писателем-фантастом, написали сценарий фильма «Глубокий сон» (1946) по детективу американского писателя Рэймонда Чандлера. Фолкнер около двадцати лет трудился в Голливуде (только ради денег, разумеется) и принял участие в работе над полусотней фильмов, среди которых «Иметь или не иметь» по книге Хемингуэя и «Милдред Пирс» по роману Джеймса Кейна.

Фотография: interesno-vse.ru

Роальд Даль собственноручно создал сценарий для фильма «Чарли и шоколадная фабрика» (1971) по собственной книге. Кроме того, он написал «Живёшь только дважды» – сценарий пятого из фильмов бондианы по книге своего близкого друга Яна Флеминга. Также ему принадлежат сценарий мюзикла «Пиф-паф ой-ой-ой» (1968) – тоже по роману Флеминга. Плюс триллер «Ночной мотоциклист» (1971), основанный на романе Джой Коули «Гнездо на падающем дереве», в котором снялась его жена Патриша Нил.

Фотография: styleinsider.com.ua

Автор известного романа-антиутопии «О дивный новый мир» Олдос Хаксли работал над сценарием первой экранизации «Гордости и предубеждения» (1940) и адаптацией для экрана «Джейн Эйр» (1943). Уолт Дисней, зная, что Хаксли – большой поклонник «Алисы в Стране чудес», в 1945 году заказал ему сценарий по книгам Льюиса Кэрролла. Однако текст получился «слишком литературным», по мнению заказчика. Гонорар Хаксли заплатили, но фильм в 1951 году вышел совсем по другому сценарию.

Фотография: writervall.ru

Дэйв Эггерс написал сценарий детского фильма «Там, где живут чудовища» в соавторстве с режиссёром Спайком Джонсом. Эта экранизация книжки с картинками американского писателя и художника Мориса Сендака вышла на экраны в 2009 году. Картина провалилась в прокате и получила отрицательные отзывы критиков.

Фотография: bendbulletin.com

Легендарный телеканал HBO решил привлечь в число своих авторов Джонатана Сафрана Фоера, автора «Полной иллюминации» и «Жутко громко и запредельно близко». Писатель несколько лет работал над сценарием ситкома All Talk по заказу канала, но в конце концов проект закрыли, до съёмок дело не дошло. Однако Фоер признаётся, что опыт был всё-таки интересным: «Я наловчился писать диалоги, когда работал для телевидения, и вскоре начал получать удовольствие, которого не знал прежде. Это заряжает энергией. Писать такие диалоги сложно, но одновременно и очень весело».

Фотография: pbs.twimg.com

Фотография: ic.pics.livejournal.com