Что читают этим летом известные писатели

Ольга Славникова, Марина Степнова, Алексей Сальников, Марта Кетро, Сергей Шаргунов, Анна Козлова и многие другие популярные современные писатели рассказали ReadRate, какие книги они выбрали для чтения этим летом.

ReadRate регулярно опрашивает известных российских авторов о том, какое летнее чтение они берут с собой в отпуск и на дачу. Вот тут и тут вы можете посмотреть рекомендации прошлых лет. И конечно, обратите внимание на книги, которые попали в отпускные чемоданы писателей в этом году.

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Что читают этим летом известные писатели

Ольга Славникова, лауреат премии «Русский Букер», финалист премии «Большая книга» 2008 и 2018 года, автор романов «2017», «Лёгкая голова», «Прыжок в длину»:

Меня всегда интересуют книги, НЕ перешедшие из длинного премиального списка в короткий, НЕ взявшие премию, если входили в финал. Это такая альтернативная премиальная реальность, где часто и обнаруживается литература. У «Большой книги» в этом году богатое параллельное пространство. Читаю Юрия Буйду – «Пятое царство», Павла Басинского – «Посмотрите на меня», Андрея Геласимова –  «Розу ветров». Там, в длинном списке, ещё много чего есть интересного и важного.

Фотография: fb.ru

Марина Степнова, автор романов «Хирург», «Женщины Лазаря», лауреат премии «Большая книга»:

Сейчас я читаю «Воспоминания великого князя Александра Михайловича Романова» – и честное слово, это лучше любого романа. Он большой умница и пишет просто волшебно. Чудесная книга, советую.

Фотография: bookind.ru

Алексей Сальников – автор романов «Петровы в гриппе и вокруг него», «Отдел». Финалист «Большой книги», лауреат премии «Нацбест-2018» и почётного приза критиков премии НОС:

Сейчас читаю «Благонамеренные речи» Салтыкова-Щедрина. Долго обходил их стороной, но пролистав огромное вступление, полное тяжести и тоски, наткнулся на зачин какого-то сюжета, который тонет, конечно, в рассуждениях, но авось куда и выведет. Специально не заглядываю в интернет-энциклопедии, чтобы не знать ничего наперёд.

Фотография: rg.ru

Анна Козлова, автор романов «F20», «Общество смелых», лауреат премии «Нацбест»:

Этим летом я читаю «Стоунера» Джона Уильямса. Это удивительная книга, в которой, кажется, живёт вся «нелитературная» сторона жизни – бесконечная скука, растерянность, несчастье и безумие повседневности. А если держать в уме потрясающую судьбу этой книги, читать обязательно.

Фотография: esquire.ru

Марта Кетро, популярный блогер, автор книг «Лисья честность», «Женщины и коты, мужчины и кошки» и множества других:

Я читаю Кристофера Воглера, «Путешествие писателя: мифологические структуры в литературе и кино», считается, что это классический учебник по сценарному мастерству, основанный на юнгианской теории архетипов.

Фотография: listread.ru

Олег Дивов, писатель-фантаст, лауреат множества литературных премий (среди них «РосКон», «Интерпресскон», «Звёздный мост»), автор книг «Выбраковка», «Не прислоняться»:

«Сибирская книга» Михаила Кречмара – близкий к идеалу исторический научпоп. Как говорится, «доходчиво и увлекательно» впервые рассказана в одном томе от начала до конца вся история продвижения России на восток – чётко, убедительно и без конспирологии. Получилась яркая книга о ярких людях. И наконец-то есть чёткий и очень простой ответ на вопрос, зачем всё это было.

Фотография: ic.pics.livejournal.com

Вадим Левенталь, автор книг «Маша Регина» и «Комната страха», финалист премии «Большая книга»:

Открыл для себя книгу писателя Дриянского «Записки мелкотравчатого». Это современник Тургенева, и книга тоже про охоту. Ну то есть у Тургенева вообще не про охоту, а у Дриянского именно про охоту – совершенно фантастический текст, Тургенев нервно курит в сторонке.

Фотография: i.timeout.ru

Сергей Шаргунов, автор книг 1993, «Птичий грипп», «Катаев. Погоня за вечной весной», лауреат премий «Дебют», «Большая книга»:

Читаю роман Жерома Феррари «Проповедь о падении Рима», получивший Гонкуровскую премию. В названии и содержании отсылка к «Слову о разорении города Рима» Блаженного Августина. Этот экзистенциальный поток прозы о судьбах трёх поколений с непременным крушением всего сущего почему-то воспринимается мною как уютное семейное чтение.

Фотография: pbs.twimg.com

Александр Снегирёв, автор книг «Вера», «Чувство вины», «Нефтяная Венера», лауреат премий «Русский Букер» и «Дебют»:

Заинтересовался книгой «Контур» Рейчел Каск. Читаю её на английском. Роман интересно устроен и мерцает бесчисленными гранями смыслов.

(Примечание ReadRate: роман не переведён на русский. Героиня  разведённая женщина, путешествующая по Греции, разговаривает или, скорее, слушает людей, которые попадаются ей на пути, переживая их истории любви, утрат, лжи, гордыни и глупости.)

Фотография: peoples.ru

Улья Нова, автор книг «Инка», «Как делать погоду» и других, написанных в жанре магического реализма:

Сейчас, в середине лета, читаю «Крушение пирса» Марка Хэддона. Девять рассказов от автора книги «Загадочное ночное убийство собаки». Этот сборник удивляет почти репортажной точностью фантазии. Исследуя моменты, когда драма вторгается в жизнь, писатель создаёт ощущение объективности, даже если речь идёт о принцессе и её брате – чудовище из лабиринта. Это очень концентрированные, динамичные, отчасти безжалостные рассказы, каждая история – ударная, с послевкусием отдельной книги, которая простирается за пределы прочитанного.

Фотография: literratura.org

Ольга Чередниченко, автор множества популярных путеводителей:

Недавно я побывала в шумном, грязном и многолюдном Мумбае. Заблудилась там в трущобах, изнывала от жары и не увидела красоты города. Чтобы всё-таки её понять, решила почитать «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса. Роман загипнотизировал меня: я прочитала его запоем и очнулась влюблённой в Мумбай. Автор будто надел на меня волшебные очки, которые превратили в драгоценности всё, что я сначала приняла за недостатки индийского города.

Фотография: che-che.ru

Ирина Богатырёва, финалист премии «Дебют» и Премии И.П. Белкина, автор книг «Товарищ Анна», «Кадын»:

Летнее чтение получается контрастным: с одной стороны, это «Петровы в гриппе и вокруг него», нашумевшие прошедшей зимой, а с другой – Лев Толстой. Зимой я не стала читать Сальникова именно из-за возникшего вокруг него литературного скандала: не люблю брать книги в момент всеобщего неравнодушия к ним, так или иначе, впечатления будут предвзятые. Сейчас страсти улеглись, я книгу взяла – и чувствую, что поступила правильно. Потому что если на обложке чрезвычайно комплиментарный отзыв Галины Юзефович о том, что «Сальников пишет, как никто другой сейчас», о свежести языка и т. д., – то под обложкой хоть и интересное, но весьма классическое, на мой вкус, повествование, в котором как раз таки слышится много отголосков русской литературы, от Гоголя до Венички Ерофеева. То есть совсем не скажешь, что автор пишет «как никто другой», хотя это не умаляет его таланта, разумеется. Пока книга только разгоняется, о содержании судить не могу, но читается легко, и в жаркие летние дни холодный Екатеринбург на страницах – самое то. Толстой же сопровождает меня этим летом в качестве аудиокниг. Переслушиваю классику, это удобно делать в самолёте, междугородних автобусах и вообще во время путешествий. Сейчас звучит «Холстомер», которого достала, потому что неожиданно в Интернете наткнулась на фотографии престарелого Толстого на коне. Какая у него посадка! Настоящая кавалерийская выправка, которая не теряется с годами! Естественно, сразу вспомнила, что о лошадях он из всех наших классиков писал особенно хорошо, с любовью и большим знанием. Достаточно открыть «Войну и мир», охоту Ростовых и службу молодого Ростова в партизанах – как там описываются лошади! Правда, в «Холстомере», конечно, люди и кони практически неотделимы: открываешь книгу – а там салон мадмуазель Шерер, только в конском варианте. Но описания природы, пахнущие травами летние луга, пасущиеся кони – всё это просто чудесно. Ну и, конечно, толстовский язык, объёмный и глубокий, от которого сам начинаешь как-то прочнее стоять на ногах.

Фотография: pravmir.ru

Анна Логвинова, поэт, лауреат премии «Дебют», автор книги «Кенгурусские стихи»:

Читаю в «Фейсбуке» появляющиеся каждый день стихи Ани Цветковой, и появляющиеся через день стихи Юрия Смирнова, и журнал «Новый мир» в электронном виде. Надеюсь оформить нашей сельской библиотеке подписку на него и читать в живом виде. Ещё читаю много детских книг на русском и английском, это по работе – Сергея Седова, Сергея Козлова, М. Ильина, Даниила Хармса, Франческу Саймон. Из взрослой прозы – Лейлу Лосеву и американского писателя Хэрри Шарпа Третьего, дебютировавшего в 79 лет с автобиографией «У него всегда была история».

Фотография: blagnews.ru

Елизавета Александрова-Зорина, финалист премий «Дебют» и НОС, автор романов «Сломанная кукла», «Треть жизни мы спим»:

После спектакля в стокгольмском театре Драматен я решила перечитать роман Яльмара Сёдерберга «Доктор Глас», написанный в начале ХХ века. Это дневник одинокого, неприкаянного человека, полный размышлений о морали, долге, одиночестве, отношениях между людьми, о жизни, которая проходит мимо, и счастье, словно песок просыпающемся сквозь пальцы. Если бы нужно было выбрать из книги фразу, которая бы стала аннотацией к ней, я взяла бы эту: «Есть люди, к счастью совершенно не предрасположенные, и они сами это чувствуют с мучительной и непреложной ясностью. Такие люди не к счастью стремятся, но к тому лишь, чтобы придать более или менее пристойный вид своему несчастью». Несмотря на то что в романе есть почти детективная линия – ради любимой женщины Глас идёт на убийство, это не сюжетная литература. «Доктор Глас» – очень стокгольмская книга, атмосферная, меланхоличная, спокойная. И, к сожалению, почти забытая в России (она была переведена в 1971 году и больше не переиздавалась). Её нужно неторопливо читать за чашкой кофе, который так любят пить в Стокгольме.

Фотография: litschool.pro

Ольга Брейнингер, автор романа «В Советском Союзе не было аддерола», вошедшего в лонг-листы премий «Большая книга», «Нацбест», «Русский Букер»:

Мой любимый спутник этим летом – «Раунд», оптический роман Анны Немзер. Абсолютно новый язык, на котором наконец можно говорить о жизни и опыте современности; сложная, нелинейная нарративная структура; включённость в политический контекст, но без ангажированности и публицистичности – всё это то, чего я так долго ждала от русской прозы. Перечитала дважды и рекомендую всем своим друзьям. 

Фотография: pbs.twimg.com

Сергей Петров, автор книг «Хроника его развода», «Бакунин. Первый панк Европы» и сборника «Менты и люди»:

Недавно дочитал книгу адвоката Сергея Беляка «Хорошо, когда хорошо. Хроника сибаритства». Юмор и сатира, по-настоящему умно и смешно. А сейчас взялся за труд его друга и подзащитного Эдуарда Лимонова «Под небом Парижа». Сборник рассказов и эссе разных лет. Человеческие, писательские страсти, и всё это в городе, которого, по утверждению Лимонова, уже нет. Рекомендую!

Фотография: Facebook

Пётр Власов, автор популярных книг для подростков «Рыцарь, кот и балерина. Приключения эрмитажных котов», «Путешествие за край земли», «Драуген», обладатель спецприза премии им. Крапивина:

Мечтаю очутиться на даче и провести там хотя бы недельку наедине с самим собой. Собираюсь читать «Властелина колец» Толкина на английском, толстенный талмуд, привезённый из первой поездки в Англию в 1996 году. Я могу читать его с любого места, это, скорее, способ немного отойти от бытовой стороны нашего существования и творчески синхронизироваться со Вселенной.

Фотография: Facebook

Фотография: theguardian.com