«Первому игроку приготовиться»: фантастика, основанная на реальности

По фантастическому роману «Первому игроку приготовиться» сняли фильм, напичканный спецэффектами. Но самое парадоксальное, что Эрнест Клайн не так уж много выдумал: немалая часть описанного в его антиутопии сегодня уже существует. ReadRate о фильме и книге.

«Первому игроку приготовиться» – это история о парне Уэйде Уоттсе, который так увлёкся компьютерной игрой, что практически переселился туда. Всё происходит в 2045 году, реальность к тому времени сделалась настолько отвратительной, что выбор юноши понятен. В настоящем мире он прозябает с тёткой в микрорайоне, представляющем собой поставленные друг на друга трейлеры, живут они голодно и скучно, жизненных перспектив – никаких. То ли дело в OASISе – огромной виртуальной вселенной. Там ты можешь отправиться куда захочешь и делать то, что пожелаешь, стать кем угодно. Поэтому большая часть человечества уже провалилась в эту виртуальную нору. Создатель OASISа, гениальный и эксцентричный Джеймс Холлидэй, завещал всё своё колоссальное состояние и контроль над OASISом тому, кто найдёт три ключа, спрятанных в игре. Уоттс и четверо его друзей яростно бросаются решать эту задачу.

Автор бестселлера Эрнест Клайн рассказывает, что идея книги пришла ему в голову, когда он работал специалистом службы технической поддержки, днями напролёт сидел в офисе без окон, а в свободное от работы время играл в компьютерную игру, заставка которой начиналась с фразы «Первому игроку приготовиться». Он видел, что его коллеги заняты тем же самым. Так писатель и заподозрил, что скоро весь мир погрузится в виртуальную реальность. Вообще-то поначалу Клайн хотел сделать из этого сюжета сценарий, но никто не захотел покупать идею (как и все остальные сюжеты, которые предлагал Эрнест). Тогда от безысходности он взялся писать книгу. И тут – удача – получился бестселлер, более 100 недель продержавшийся в списке The New York Times. Теперь, когда права на экранизацию книги приобрёл продюсер Дональд Де Лайн, за режиссуру фильма взялся сам Стивен Спилберг, а в производство картины вложили 175 миллионов долларов, Клайн, мягко говоря, сильно удивлён. Удивление его тем больше, что вообще-то он не так уж много выдумал и все те игровые технологии, которые так поражают читателей и кажутся футуристичными, на самом деле уже существуют.

Клайн рассказывает в интервью, что он просто хорошенько изучил современные игровые военные технологии. Да-да, есть такие. Военные уже давно поняли, что лучше всего обучать солдат в формате компьютерных игр. И вот для их-то нужд уже разработаны и успешно применяются игровые перчатки, позволяющие почувствовать вес и фактуру предметов, а также управляться с игровым миром привычными движениями рук. Виртуальные шлемы, сапоги, костюмы на всё тело, а также устройства, генерирующие запахи, уже работают на милитаристов. «Бесконечные» всесторонние беговые дорожки тоже есть у военных: они сконструированы таким образом, что отслеживают движения вашего тела и подстраиваются так, что вы можете шагать в любом направлении и никогда не дойдёте до края бегового коврика. Даже эксцентричный Джеймс Холлидэй – персонаж, взявшийся не совсем «из головы» Клайна: его прототипом стал Ричард Гэрриот, знаменитый программист и создатель компьютерных игр. 

Помимо множества спецэффектов и необычной виртуальной реальности, геймеров и гиков особо радует появление в кадре множества культовых персонажей поп-культуры 1980-х: Чубакки, Дюка Нюкема с Бэтменом, Трансформеров с Фредди Крюгером и даже Соника с Дартом Вейдером. Одно только оформление авторских прав, позволяющих включить этих персонажей в эпизоды, у Спилберга заняло два (!) года.

Те, кому уже удалось посмотреть картину, хвалят её в основном за спецэффекты, но Стивен Спилберг уверяет, что фильм не только развлекательный, но и предостерегающий, несущий важные социальные месседжи – ведь сегодня, по словам режиссёра, при общении с молодыми людьми «пять минут занимает разговор и двадцать – молитва. И молятся они при этом своим iPhone и Samsung, Galaxies и iPads».