Эмир Кустурица и Горан Брегович.

 

Эмир Кустурица и Горан Брегович.



Есть фильмы, в которым музыка стала не просто звуковым фоном для происходящего на экране, а яркой составляющей всего кинематографического действа. Такие фильмы узнают "с первых" нот, а саундтреки уходят в народ. В этом обзоре — фильмы достойные музыкального "Оскара".

 

 

1. Фильм «Однажды в Америке»

 

 

 

режиссёр Серджио Леоне
Интригой последней церемонии Оскара в этом году был один животрепещущий вопрос — получит Леонардо Ди Каприо свой выстраданный приз или же снова нет. И за этим растиражированным ажиотажем как-то в тени прошло награждение величайшего, не побоюсь этого слова, композитора 20-го века — Эннио Морриконе. Это имя уже стало нарицательным в мире кино, к настолько многим шедеврам он свою музыку написал, и насколько велико ее участие в признании фильма, в его целостном восприятии зрителем.

А ведь это тоже был всего лишь первый его Оскар, и явно не за самую яркую партию в его творчестве. Просто диву даешься, как академики самой популярной в мире премии могла раньше его талант не замечать. Наверное, они просто долго не могли выбрать. И действительно, сложно было выбрать один фильм. Но этот, пожалуй, достоин того, чтобы оказаться в этом списке. Уж больно лирично мелодия в фильме звучит.

 

 

 

2. Фильм «Последнее танго в Париже»

 

 

 

режиссёр Бернардо Бертолуччи
Джазовый композитор был выбран режиссером не просто так. Скандальный фильм, на грани порока и с запретом для детей, требовал для своего сопровождения крайне чувственную мелодику. Банальная лирика или пошлый саксофон, учитывая определенную трагичность сюжета, здесь совершенно не подходили. И тогда пригласили Гато Барбьери, малоизвестного на тот момент аргентинского музыканта. Наверное, неспроста его страна является родиной танго, предельно страстного танца.

Скорее всего, у них это в крови, подумал режиссер и дал этому парню карт-бланш. И не прогадал. Пронзительная, резкая, практически на грани фальши, импровизационная музыка бьет не по ушам, но по всем струнам сердца. А когда на экране при этом еще и страдающий Брандо, то успех обеспечен.

 

 

 

3. Фильм «Иван Грозный»

 

 

 

режиссер Сергей Эйзенштейн
Музыка Прокофьева здесь ни много, ни мало задает ритм фильму. Особенно это заметно в знаменитой цветной сцене пляски бояр. Когда на стенах не то тени, не то языки пламени, когда от красных жупанов опричников в глазах рябит, так и музыка как шашкой машет, оркестру "Живо!" говорит. Двое тезок создали гармоничный шедевр, который трудно представить без одного из элементов.

 

 

 

4. Фильм «Моя земля»

 

 

 

режиссер Мартин Зандвлиет
Один из совсем недавних фильмов оказался в списке, чтобы даже искушенного зрителя попытаться хоть немного удивить. Однако, у композитора картины действительно большое будущее, если он не остановится на месте и будет так же продолжать. Невероятно тонкая музыка, подчеркивающая груз эмоций и стремящаяся без слов передать всю горечь и несправедливость войны. Это, так сказать, аванс для Суне Мартина.

 

 

 

5. Фильм «Женщина в песках»

 

 

 

режиссер Хироси Тэсигахара
Тору Такэмицу, так зовут композитора фильма. Едва ли для многих это имя о чем-то говорит, однако, если посмотреть на фильмографию этого парня, то все становится на свои места. Например, в этой картине он всего лишь озвучил магию песка. То, что в жизни услышать практически невозможно, ему удалось воплотить. И только этого уже довольно, чтобы статуэтку дать в руках подержать. Но не сложилось.

 

 

 

6. Фильм «Аризонская мечта»

 

 

 

режиссер Эмир Кустурица
Горан Брегович еще один из тех композиторов, которые не нуждаются в представлении и даже без Оскара навсегда врезались в звуковую память преданных фанатов кино. Известен большей частью по своей работе с Кустурицей, для чьих фильмов он регулярно партитуры писал. И выбрать тоже было сложно, однако, нужно. В данной картине музыка не просто придает общего настроения сюжету, но и даже его формирует. В ничего не значащих на первый взгляд сценах его ноты вдруг меняют все наоборот и даже проходные кадры просто оживают, становятся единым целым со всем фильмом.

 

 

 

7. Фильм «Малхолланд Драйв»

 

 

 

режиссёр Дэвид Линч
Еще один неизменный тандем композитора-режиссера. Анджело Бадаламенти давно стал своеобразной музой для культового постановщика таких фильмов как Человек-слон, Твин Пикс, Синий Бархат. Их симбиоз на грани телепатии, так описывал совместную работу Анджело. Что когда Дэвид просто начинает говорить, рассказывать о сцене, он в то же время продолжает наигрывать мелодию, угадывать ритм фильма. И эта картина, на мой взгляд, стала пиком, вершиной их карьеры, как довольно часто бывает у двоих, отдавших все силы на создание шедевра. Мрачная, тягучая, и в то же время не лишенная лирики музыка.

 

 

 

8. Фильм «Мой ласковый и нежный зверь»

 

 

 

режиссер Эмиль Лотяну
Весь очевидный выбор, не так ли. И даже если бы я этот фильм не упомянул, мгновенно бы нашлись такие, кто стал бы рассуждать примерно так: ну что за автор, как так можно — Прокофьева упомянуть, а легендарный вальс Евгения Доги обойти стороной. И это действительно так, его осеннюю музыку знают, без исключения, все. И более не стоит об этом говорить. Оскар даже тут не нужен.

 

 

 

9. Фильм «Подводная лодка»

 

 

 

режиссер Вольфганг Петерсен
Сам фильм номинировался на Оскар, даже комично то, что были номинации аж на три статуэтки для звука, и ни одной для композитора. Клаус Дольдингер после этого стал знаменитным. Его музыка была написана для замкнутого пространства, тесного помещения подводной лодки, но это никоим образом ему не помешало создать свой аудиошедевр, впоследствии разлетевшийся на различные аранжировки по свету.

 

 

 

10. Фильм «Три цвета: синий»

 

 

 

режиссер Кшиштоф Кесьлевский
Трудно было выбрать и этого парня, но музыкальная направленность самого фильма решает. Гениальное исполнение и работа с оркестром, тонкая и через мгновение уже величественная музыка просто заполняет до краев содержание фильма, вибрируя с ним в унисон, как волны. Вся драма находится в ней. В фильме звучит, на минуточку, гимно Европы… Это о чем-то да говорит.