С 2004 года сотрудники компании Netflix берут столько выходных дней, сколько пожелают. Они самостоятельно решают, когда приходить на работу, когда взять отгул, сколько времени займёт выполнение задач. И эта политика нисколько не повредила компании. Напротив, с момента её введения рыночная стоимость Netflix выросла до 51миллиарда долларов.

Отвечаете на письма после работы? Вы заслуживаете неограниченный отпуск

Ditty_about_summer/shutterstock.com

Гибкость в Netflix по отношению к сотрудникам не означает, что они безответственно относятся к своей работе. Они должны выполнять задачи на высоком уровне и рассказывать своим руководителям о том, как продвигаются дела. Высокая производительность настолько укрепилась в культуре Netflix, что её можно щедро поощрять любым количеством выходных.

У сотрудников Netflix неограниченные каникулы, потому что никто не следит за временем. Вместо скрупулёзного отслеживания, кто и сколько поработал, руководители фокусируются на задачах и результатах. Они пришли к выводу, что, давая больше свободы, получают более ответственных работников. Сотрудники сфокусированы на решении задач и своей продуктивности, а не на постоянном соблюдении свода правил.

Почему компания Netflix отказалась от традиционного подсчёта отпускных дней

Когда в Netflix действовала ещё традиционная политика распределения отпусков, сотрудники обратились к руководству с вопросом:

Мы не подсчитываем, сколько мы проводим за работой в нерабочее время. Мы проверяем почту дома, работаем по ночам и в выходные. Так почему же мы должны подсчитывать время, которое тратим на отдых?

Руководство не могло поспорить с такой простой логикой. Конечно, она работает не для всех компаний. Если это производство, где человек следит за работой конвейера, то он должен находиться там с восьми до пяти. И тогда имеет смысл почасовая оплата и подсчёт выходных. Но с развитием технологий очень многие могут работать откуда угодно и когда угодно. Люди работают столько, сколько нужно, чтобы выполнить задачу. Стирается понятие переработка.

Мы движемся к экономике, где людям платят за результат. Но, когда дело доходит до оценки количества нерабочего времени, мы до сих пор цепляемся за старые правила, пытаясь подсчитывать часы, которые человек должен потратить на работу и на отдых. И это демотивирует сотрудников. В Netflix это поняли и изменили политику, вступив на путь нового понимания работы.

Бразильский опыт

Netflix первая заметная американская компания, которая ввела политику неограниченных отпусков, но идея зародилась не в ней. Бразильская компания Semco уже в течение 30 лет предлагает своим сотрудникам неограниченный отпуск.

Сын основателя компании Рикардо Семлер (Ricardo Semler) в 21год заработал серьёзные проблемы со здоровьем и понял, что существующий рабочий график медленно убивает его. А если он убивает его, значит, убивает и сотрудников. Рикардо принял радикальное решение, разом покончив с ограничением отпусков, выходных и больничных.

Вопреки беспокойству о спаде производительности, Семлер обнаружил, что сотрудники стали более продуктивными и преданными компании, они были счастливы, а компания процветала. Когда Семлер в 1981году ввёл политику неограниченных отпусков, стоимость компании Semco составляла 4миллиона долларов, сейчас она достигла1миллиарда долларов.

Несмотря на успешность политики неограниченных выходных, только 1% американских компаний принял её. Иначе и быть не могло: в США процветает культура трудоголиков. У американцев наименьшее количество выходных среди других стран, ещё меньше только в Южной Корее.

По закону американские компании даже не обязаны предоставлять оплачиваемый отпуск. В то время как в Великобританииработники имеют право на 28дней оплачиваемого отпуска (включая национальные праздники). В Австрии, Дании, Финляндии, Франции, Люксембурге, Швеции на 25дней в год, а в Бразилии на 30дней плюс 11национальных праздников.

Как используют сотрудники возможность отдыхать когда угодно

Компании, рьяно защищающие ограниченное количество выходных, уверены, что сотрудники будут брать отпуск слишком часто. Но в компаниях с политикой неограниченных каникул обнаружилась странная вещь: свобода дала людям сильное чувство собственности и ответственности, они ощутили себя в некотором роде владельцами бизнеса и перестали брать отпуск вообще!

Работодателям приходится мотивировать сотрудников отправиться на каникулы. В Evernote, например, им выдают 1000долларов, которые можно потратить на отпуск, а в FullContact невероятные 7500долларов. Правда, сотрудники обязаны отчитаться, что средства потрачены именно на отдых.

Трудоголизм это совсем не здорово, и умные компании это понимают. Сотрудникам нужно время, чтобы перезаряжаться, особенно если они сами чувствуют, когда приходит момент взять передышку. После отдыха они возвращаются наполненными энергией и свежими идеями. А значит, вложенные в это деньги потрачены компанией не зря.

Жаль, что до сих пор почти везде работа построена по принципу завода, где нужно отработать и отдохнуть определённое количество часов. Если мы меняем мышление в отношении работы и ставим целью получение результата, то нужно менять и систему отдыха и поощрений.