Каждый взрослый человек, наверное, бывал или хотя бы видел издалека, а возможно, в кино какой-нибудь речной или морской порт – торговый, пассажирский, рыбный, военный… Шум, гам, суета людей и машин, огромные краны, контейнеры – все это производит впечатление полного отсутствия какого-либо порядка и целенаправленной деятельности. На воде, в акватории порта, постоянное броуновское движение мелких и совсем маленьких вспомогательных суденышек, обвешанных со всех бортов старыми автопокрышками, которые кажутся еще меньшими на фоне огромных пассажирских лайнеров или грузовых судов, и нормальному яхтсмену совсем не хочется оказаться там, среди них,  в этой всегда очень грязной воде на белоснежной яхте, рискуя быть обрызганным, запачканным, задетым или просто обруганным… Ни ошвартоваться, ни выйти на берег здесь, как правило, невозможно из-за огромной высоты стенок и отсутствия маленьких кнехтов или уток.

Другое дело – яхтенный порт, это порт, предназначенный для малых прогулочных судов. За рубежом почти повсеместно такие порты называют – марина (marina илиyachtharbour, англ.), подчеркивая уровень и отношение к принимаемым в маринах судам, к их экипажам и пассажирам. Здесь все – для удобства, для отдыха, для безопасности, здесь – чистота и лоск, красота и единение с морской природой и береговым ландшафтом.

В России издавна применяется термин яхт-клуб, за рубежом это слово также можно зачастую услышать, но, как правило, под этим надо понимать некоторую группу людей, объединенных общим интересом к водным, яхтенным плаваниям и гонкам. У яхт-клуба может быть и свой клубный дом («клабхауз», как сейчас модно говорить), и даже собственный яхтенный порт, но бывает также, что в одном яхтенном порту базируется один или несколько яхт-клубов.
Во избежание ненужных терминологических трудностей мы будем придерживаться терминов «яхтенный порт» или «марина», как синонимов и будем ими обозначать специализированное бизнес-предприятие, основным источником доходов которого является создание (производство) и продажа специфического «продукта» – услуг для владельцев яхт, катеров и других малых судов, которые в России принято называть прогулочными, а за рубежом – круизными и leasure-судами.
Яхтенный порт (ЯП) это – определенная обособленная часть прибрежной территории плюс примыкающая к ней защищенная акватория плюс комплекс зданий, инженерных сооружений, плюс совокупность специализированных машин и оборудования, плюс обученный персонал, – предназначенные для производства и продажи услуг, в основном, технического характера.
Так сложилось, что за рубежом весьма развит яхтинг, как способ времяпровождения, развлечений, активного отдыха, путешествий, как способ и образ жизни. Миллионы людей из разных стран мира совершают краткие и длительные плавания, участвуют в парусных гонках на различных яхтах, это и есть – яхтинг (yachting). В прибрежных водах морей, на реках и озерах необычайно развито любительское спортивное рыболовство с использованием разнообразного множества больших и малых моторных лодок и катеров. Наконец, большой популярностью пользуются разные виды развлечений на воде с применением гребных, парусных и моторных лодок, водных мотоциклов, и прочих мелких плавсредств.
Все эти группы людей, как правило, отдыхающих, ожидают от яхтенного порта достойного внимания и условий для себя, а капитаны и владельцы – еще и для своих судов.
Неизгладимое впечатление от первого посещения на яхте производит известная почти всем российским яхтсменам Атакёй марина в Стамбуле и яхт клуб севастополь. Вахтенные работники помогают ошвартоваться у причала, затем интересуется, что надобно, объ-ясняет – что, да как…
А что необходимо в первую очередь моряку, пришедшему в тихую гавань после длительного плавания? Правильно – привести себя в порядок, а это значит – туалет, горячий душ, постирочная, сушилка, промыть и просушить паруса, отмыть от соли лодку, Все это можно найти в 50 метрах от  стоянки в роскошном санблоке, где, кстати, можно было еще получить услуги массажистки, баню, первую медицинскую помощь и консультацию, отдать в прачечную или чистку белье и одежду…
Приезжает агент, возьмет на оформление документы, предложит обмен валюты, расскажет про представительства разных компаний в марине (Вольво Пента, Норс Сейлс и др.), объяснит, как заказать такси, где в марине можно подкрепиться, заправиться топливом, питьевой водой и продуктами и т.д.
Что производит наибольшее впечатление? Внешний вид, современная и в то же время «мягкая» архитектура, общая планировка береговой территории, функциональность зонирования. Не вдруг  сообразишь, для чего большие зеленые газоны с решетками, сквозь которые растет аккуратно стриженая травка, оказывается – парковка для автомобилей. Конечно – «морская» архитектура, простая, рациональная и понятная. Проектная вместимость марины – около 1000 лодок, подъемное оборудование, сервисные мастерские, заправка, офисы, специализированные яхтенные магазины. Можно подняться на вахтенную диспетчерскую вышку (похожую на аэро-портовую), с которой просматривается вся акватория и территория марины и осуществляется управление всеми внутренними процессами. Здесь же 5-звездочный отель, теннисные корты и спортплощадки, особо надо обратить внимание  на защитный волнолом и устройство, которое обеспечивает непрерывную промывку акватории – водная поверхность марины, сколько можно видеть, чистая – никакого плавающего мусора и нефтяной пленки.

Какие бывают марины

Все марины похожи друг на друга своими в общем-то несложными внутренними функциями, предоставляемыми услугами и бизнес-процессами.
Различия проявляются в количестве и размерах обслуживаемых судов, в предлагаемом наборе и качестве услуг, различаются также марины, расположенные на морских побережьях и внутренних водах, на замерзающих и теплых акваториях.

Морские марины

Большинство марин мира располагаются на морских и океанских побережьях. Наибольшая их плотность в теплых морях – Средиземноморье, атлантические берега Европы и Америки, Карибские, Азорские и пр. острова и архипелаги, где пролегают наиболее излюбленные маршруты яхтсменов-путешественников. Характерные особенности таких марин – потребители их услуг приходят, в основном, с моря, в сезон причалы забиты до отказа, а в межсезонье не хватает мест для яхт на берегу, поскольку многие владельцы предпочитают держать свои яхты в теплых местах. Постоянный высокий спрос привел к созданию больших и очень больших марин – вместимостью на воде по 2000-2500 тысячи мест и более. На восточном побережье США есть марины вместимостью около 15000 лодок. Растут также средние размеры яхт. Длина наиболее популярных яхт сейчас от 40 до 55 футов и даже более, причем 90-95 % всего флота это парусные яхты, поскольку дальние путешествия на моторной яхте сильно «кусаются». И они используются в основном на небольшие расстояния или как представительские.
У морских марин нет трудностей с клиентами. Информационная среда очень развита – справочники, Интернет-сайты, государственная и муниципальная поддержка и заинтересованность (например, как на островах Греции или Хорватии) в привлечении клиентов на свои территории…

Марины на внутренних водах

К зарубежным речным маринам можно отнести многое из того, что сказано про морские. Правда, по очевидным причинам на реках ходят, в основном, моторные суда, путешествия более организованны, имеется большое число разнообразных специально спроектированных судов для таких путешествий, таких как например, хаус-боты. Суммарные потоки яхт, других прогулочных судов и людей здесь конечно, намного меньше. На широких внутренних водных акваториях более развит отдых на мелких лодках, и соответственно – спрос на услуги марин имеет другую структуру.
На закрытых водоемах отсутствует транзитный поток потребителей-яхтсменов, основная доля клиентов приходится на пришедших «с берега», часто «мигрирующих» в поисках развлечений
Закрытые водоемы (многие реки, озера, водохранилища) зачастую расположены в границах одного государства, и в здешних маринах можно наблюдать «национальные» особенности, которые проявляются в характерных типах используемых лодок, исторически сложившемся ландшафте и архитектуре, в местных традициях яхтинга и ботинга.

Замерзающие марины

Особо следует остановиться на различиях марин, связанных с климатическими особенностями места расположения, прежде всего – температурным режимом атмосферы и воды, степенью солености и наиболее важным фактором – замерзанием акватории и подходов к ней.
Яхтинг, за исключением явно экстремального его направления, предполагает плавание по чистой воде, безо льдов и снегов, и имеет сезонный в обычном туристском понимании характер. Соответственно в «низкие» сезоны яхты остаются без дела – стоят у причалов или на берегу. В замерзающих маринах яхты не только вытаскивают из воды, но и прячут под крыши теплых или холодных эллингов. В таких регионах «высокий» сезон короткий, максимум 2-3 месяца плюс еще не очень высокий, прохладный (как на большей части территории России), и в зимнее время поток традиционных клиентов в марине практически отсутствует.
В России подавляющее большинство марин располагается на замерзающих акваториях, и зимой используются менее эффективно чем в теплое время.

Услуги марин

Систематизируя краткий обзор можно составить описание услуг яхтенного порта, т.е. того «продукта», создание и реализация которого является базой этого бизнеса.

Итак, назначением яхтенного порта является обслуживание яхт, катеров и других плавсредств с целью обеспечения их нормальной безопасной эксплуатации для спорта, активного отдыха, путешествий. С этим связаны его основные услуги:
Предоставление места для стоянки судна на воде у причала,
Боцманские услуги (оказание помощи в плавании, при отходах и подходах, подготовка к плаванию),
Лоцманские услуги,
Подъём судна из воды на берег,
Спуск судна с берега на воду,
Перемещение судна по территории
Предоставление места для стоянки судна на берегу, на открытой площадке, в холодном эллинге, в теплом эллинге,
Установка/снятие на/с кильблок, подставки,
Разгрузка/погрузка судна с/на транспортного трейлера,
Мойка палубы, мойка и очистка днища,
Уборка и чистка салонов и других внутренних помещений судна,
Бункеровка – снабжение электричеством, питьевой, технической водой, топливом,
Прием сбросов, различных отходов, ТБО, откачка фекальных цистерн,
Техническое обслуживание, послесезонная консервация, преднавигационная расконсервация,
Ремонт бортовых систем и корпуса судна.

Владельцам судов и экипажам яхтенный порт предоставляет сопутствующие услуги. К ним можно отнести:
Санитарно-бытовые услуги – туалет, душ, постирочная, сушилка,
Предоставление места (рундуков) для хранения вещей и оборудования,
Медицинская помощь,
Информационные услуги – библиотека книг, лоций, карт, справочников, интернет-терминалы, снабжение навигационной, погодной информацией,
Организация семинаров,
Обучение судовождению, повышение судоводительской квалификации,
Помощь в подготовке к навигации, в проведении технического освидетельствования судна,
Выполнение заказов по доставке расходных материалов, запчастей и т.п.,
Помощь в страховании судна и оформлении страховых случаев.

Помимо собственно владельцев (экипажей) яхт и катеров, услугами марин пользуются также их друзья, гости и просто любители отдыха у воды. И конечно, в борьбе за клиента, марины включают в перечень услуг всевозможные дополнительные услуги:
Предоставление в аренду офисных, технических, вспомогательных, складских помещений различным компаниям,
Торговля специализированными товарами, одеждой, сувенирами,
Питание на берегу (кафе, ресторан, доставка на борт),
Проживание (отель),
Различные мелкие услуги типа телефонной связи, заказа такси, банкомат, почта, телеграф и пр.
Развлекательные и спортивные услуги,
Организация концертов, выставок, проведение презентаций, корпоративных мероприятий и т.п.
В странах, где есть государственная поддержка «маринного» бизнеса, имеются обязательные требования к любой марине, например, в Хорватии, в восточной Италии это – наличие офиса марины и отдельных туалетов для посетителей и персонала, авто-паркинг.
Для производства каждой услуги необходимы определенные технологии, сооружения и оборудование, сложность и стоимость которых зависит от характеристик обслуживаемых судов, и в свою очередь определяет цену на производимую услугу.

Классификация марин. Золотые якоря

А каким образом путешественник или другой посетитель может определить, насколько хорош тот или иной яхтенный порт? Как выбрать порт для остановки и отдыха?
Многие государства имеют национальные системы классификации марин, существуют также международные рейтинги, поддерживаемые независимыми организациями.
Наиболее известная международная рейтинговая система – «Золотой якорь» («Golden Anchor»). Это – аналог «звездного» рейтинга отелей, с золотыми якорями вместо звезд. Т.е. есть одно-якорные, двух-якорные, …, пяти-якорные марины. Рейтинг придумала и поддерживает Ассоциация яхтенных портов Великобритании (The Yacht Harbour Association – TYHA, UK). Она же на основе обобщения мирового опыта создала «Практические рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации марин и яхтенных портов на морских побережьях и внутренних водах».
Это негосударственный документ, однако он признается и применяется во всем мире при реализации новых проектов. Свыше 2000 марин на разных акваториях нашего «шарика» построены на этой основе и являются членами TYHA.
Присвоение «золотых якорей» осуществляется на основе экспертной оценки марины, пожелавшей включиться в рейтинг, представителями ассоциации.В России практически отсутствует не только информационная среда отрасли, нет никакой государственной поддержки, нет марин, нет их классификации, а сами термины – марина, яхтенный порт, яхт-клуб, яхта отсутствуют в нормативных и законодательных документах. Но все это неизбежно придет и в нашу страну в самое ближайшее время, поскольку спрос на марины непрерывно растет.