Серьезное подорожание новых автомобилей, вызванное девальвацией рубля, заставило многих потребителей обратиться в салоны и на авторынки за подержанными машинами. Однако купить запросто «бэушку», как раньше, теперь нельзя.

Причин несколько: отсутствие у многих дилеров хороших вариантов в «трейд-ине» и, опять же, повышение цен. Эксперты говорят, что это первый кризис, когда автомобили с пробегом подорожали так же, как и новые. В зависимости от ликвидности марки и сегмента, повышение цен оказалось существенным — от 10 до 70%. Произошло это по причине паники потребителей. Она запустила абсолютно неконтролируемый процесс, когда планка цен выросла на столько, что это остановило покупательскую способность. Начиная с конца декабря 2014-го — начала января 2015-го, цены немного скорректировались, и на сегодняшний день соотношение стоимости новых и вторичных автомобилей стабилизировалось и, скорее всего, продержится весь текущий год.

Кризис «заморозил» вторичный рынок

Тем не менее, покупатели все равно будут переориентироваться на вторичный рынок. По мнению Дениса Мигаля, генерального директора Fresh Auto, произойдет это, прежде всего, из-за отсутствия новых автомобилей и ухода некоторых игроков с рынка. Кроме того, многие модели новых автомобилей выросли в цене настолько, что был преодолен моральный предел потребителя.

На некоторых специализированных площадках по  продаже б/у машин к такому повороту событий подготовились, поэтому еще с осени прошлого года стали заключать дополнительные контракты на поставку больших партий автомобилей, а также пытаться как-то сдерживать цены.

«Мы предвидели негативную ситуацию, которая произошла с ликвидностью склада. И начали работать над этой проблемой еще с октября прошлого года. Были заключены крупные контракты на поставку автомобилей с пробегом на предстоящие 3-5 месяцев. Склад присутствует и, к нашему удивлению, представлен ликвидными и интересными позициями. Также мы провели ряд мероприятий по сдерживанию общей паники и, тем самым, немного придержали склад, который к концу 2014 года не сильно сократился. Но это, скорее, чудо, потому что у большинства дилеров и у других игроков вторичного рынка, как правило, пустые склады», — добавил Денис Мигаль.

Кризис «заморозил» вторичный рынок

Эту ситуацию подтвердили и петербургские автодилеры. Их парки подержанных автомобилей опустели до 3-4 штук. Направление продаж «вторички» напрямую зависит от рынка новых авто, но в ближайшее время продавать свои автомобили россияне явно не будут, ведь выгодных предложений, увы, нет. Сотрудникам отделов «трейд-ин» пока что живется даже хуже, чем менеджерам «шоу-румов» свежих авто.

«По нашим прогнозам, вторичный рынок станет более популярен примерно на 10%, по сравнению с прошлым годом. Это связано с тем, что из-за роста цен многие клиенты, планирующие покупку машины, будут вынуждены присмотреться к более дешевым моделям, комплектациям, а также автомобилям с пробегом. Таким образом, автомобили «премиум» и среднеценового сегментов будут покупать меньше, в то время как рынок б/у машин вырастет.

Кризис «заморозил» вторичный рынок

Из-за резкого роста курса валюты в конце 2014 года многие клиенты предпочли вложить свои сбережения в покупку автомобилей, в том числе и автомобилей с пробегом. Поэтому в данный момент даже на вторичном рынке машин в наличии не так много. Наш совет тем, кто собирается приобретать авто с пробегом – постоянно и внимательно «мониторить» рынок. Это единственный верный путь найти подходящий вариант. Мы ожидаем, что ситуация прояснится в марте-апреле, только тогда можно будет строить более точные прогнозы», — считает Дмитрий Аникин, руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом ГК «Алеа».

Действительно, многие потребители сейчас задаются вопросом: покупать ли машину на вторичном авторынке или дождаться стабилизации ситуации? Эксперты уверяют, что покупать нужно, исходя из своих потребностей, а ждать, искать или ожидать чего-то нет смысла, поскольку цены все равно будут ползти вверх.

«Если вы определились с моделью, то покупать автомобиль лучше сейчас. Цены все равно будут повышаться. Экономическая ситуация пока нестабильна и когда стабилизируется, сказать сложно. Что касается рынка автомобилей с пробегом, то в прошлом году он еще показывал рост, но если в этом году он пойдет в «минус», то это будет не столь критичным, как у рынка новых автомобилей – в целом  пределах 10%», — прокомментировал Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства «Автостат».

Кризис «заморозил» вторичный рынок

Михаил Кормес, руководитель отдела продаж компании «Артекс», считает, что рынок б/у машин в 2015 году вырастет на фоне общего падения продаж новых автомобилей. Клиенты переориентируются на покупку «бэушек», однако это будет характерно не для всего рынка, а для отдельных его сегментов и ценовых категорий. Что касается роста цен на автомобили с пробегом, то он составил в среднем 12-16% по отношению к концу 2014 года.

Автопроизводители уповают на то, что клиентыбудут покупать если не новые машины, но подержанные, но по фирменной программе, а не с рук. К примеру, в прошлом году по программе поддержки продаж автомобилей с пробегом дилерам Honda удалось увеличить реализацию подержанных машин на 33% по сравнению с 2013-м.

Кризисное положение вторичного авторынка и ажиотажный спрос привели к тому, что появилось много «грязных» предложений. Поэтому при сделке, прежде всего, стоит озаботиться юридической чистотой покупки. В идеале в ПТС не должно быть вклеек – это является залогом того, что автомобиль не был угнан, а детали кузова и двигатель не были заменены из-за аварий или серьезных ремонтных работ. Если в ПТС имеются вклейки или отметки, то потребуются дополнительные документы при постановке автомобиля на учет – заключение криминалистической экспертизы, «Отказ в возбуждении уголовного дела» и фотографии для внесения в свидетельство о регистрации. Кроме того, покупателю стоит проверить VIN (идентификационный номер транспортного средства), по которому можно получить информацию об интересующем авто, начиная от характеристик транспортного средства до истории поломок и происшествий. Проверка данного номера обезопасит от покупки залогового автомобиля.

Кризис «заморозил» вторичный рынок

Но даже при нахождении идеального варианта подержанного автомобиля, с хорошей историей, купить его будет не просто. Если говорить про январь, то автомобили с пробегом чаще покупают за наличные, потому что многие банки поддались общей панике и либо прекратили свои кредитные программы, либо очень сильно взвинтили ставку. А они достигают уже 35% годовых. Эксперты уверены, что в ближайшие пару месяцев процентная ставка будет скорректирована. Однако на сегодняшний день те, кто хотят приобрести автомобиль, вынуждены делать это за наличные или же изрядно переплачивать банку.

Выходит, шансов купить достойную подержанную машину сегодня меньше, чем даже новую: вариантов на рынке совсем мало, а те, что есть, практически невозможно «подогнать» под стандарты банка. Но все экономические факторы указывают на то, что в обозримом будущем рынок подержанных машин будет тянуть одеяло на себя. И автосалонам придется подстраиваться под эту тенденцию.

Как мы уже сообщали http://wheeled.ru/95_crisis-2015.html россияне стали меньше менять личные автомобили.