kak-vybrat-bolgarku-uglovuyu-shifmashinuЕсли бы среди населения проводился опрос по поводу полезности изобретений «для жизни», то большинство женщин проголосовало бы за автоматическую стиральную машину, а вот многие их мужья наверняка предложили бы поставить памятник отцам «болгарки».

Угловая шлифовальная машина впервые была поставлена на поток в сороковых годах прошлого века. Тогда отличилась известная германская компания AEG. Только спустя 20 лет этот инструмент стал производиться в странах социалистического лагеря. Это завод «Elprom» (сейчас SPARKY) из болгарского города Ловеч сумел приобрести патент на УШМ. Уже в 70-х годах чудо техники массово появилось в СССР и получило своё знаменитое название. Как только наступило время евроремонтов, болгарки прочно закрепились в арсенале профессиональных ремонтно-строительных бригад и, конечно, у домашних мастеров.

У нас угловая шлифовальная машина — инструмент незаменимый. На стройке её не часто применяют для шлифовальных работ, это удел скорее цехового производства. В основном, мы ею режем. Режем металлические кровельные материалы, трубы и прокат (арматуру, уголок, швеллер…), кирпич, бетонные изделия, тротуарную и кафельную плитку…

Особенно тяжко болгаркам приходится при устройстве штроб в минеральных основаниях (ну не может наша универсальная бригада найти резервы и экономическое обоснование для покупки хорошего штробореза). Пиковые нагрузки на УШМ выпадают во время резки стеновых проёмов, иногда в железобетоне.

Лично мне очень нравится болгаркой обрабатывать изделия из ПВХ. Часто приходится укорачивать канализационные трубы — мало того, что быстро, так можно ещё и фаску сразу снять на абразивном круге. Прекрасно выкраиваются пластиковые подоконники (в отличие от варианта с применением лобзика — никаких сколов, есть возможность подточить деталь). А как болгаркой режется сайдинг и ПВХ-вагонка — просто загляденье!

Большинство строителей делят болгарки харьков на «большую» (круги диаметром 230 мм) и «маленькую» (115, 125 мм), «средние» УШМ (круг 150, 180 мм) как класс обычно игнорируются. Нужно заметить, что разделение по размеру диска не является профанацией. Для более крупных диаметров заметно снижается количество оборотов (до 6–8 тысяч в минуту, по сравнению с 10–15 тыс./мин. у «малышей»). При этом возрастает мощность агрегата (ведь нужно раскрутить диск куда тяжелее), которая переваливает за 2 кВт, соответственно увеличивается и масса с габаритами. Полезные опции всякие тут как тут, и розничная стоимость, естественно, подтягивается. У нас есть «волшебный» гараж, под завязку забитый инструментом, там много разных болгарок. Все они уже не новые, зато каждая прошла серьёзные испытания, имеет свою историю и статистику. Начнём, пожалуй, с тяжёлой артиллерии.